Информационное сообщение
Тема: Пенсионное обеспечение (104 вопроса)
На сайте организовано рейтинговое голосование. Тамаре Дуйсеновой будут заданы вопросы, набравшие наибольшее количество голосов в рейтинге.
Всего задано вопросов: 907

Все вопросы

Сортировка по: дате | рейтингу
Владимир
возраст: 54
г. Актау
02.03.2016 00:01
Уважаемый министр соц.защиты! К Вам обращается житель Мангистауской области, г.Актау, Бабченко Александр ВЛадимирович. 10.09.1961г. рождения. С вопросом:
По поводу выработанного стажа во вредных условиях труда по 2 списку. Прошу Вас разъяснить, откуда был взял стаж более 25 лет-общий на 01.01.1998 (почему не 15, 20, 30, 40 лет), и почему не поднимается Вами вопрос в правительстве о тех жителях нашего гос-ва, которые отработали во вредных условиях труда свыше 12,5 лет на одном месте до развала производства. Если взять именно мой стаж в химической промышленности (учеба в ГПТУ-3 года, армия-2 года, которые вошли в общий стаж и выработанно 16 лет по 2 списку. Общее получается около 21 года на одном месте работы. Я в нашем городе не один такой и поэтому мы считаем, что отработав во вредных условиях труда, мы просто забыты или даже заброшенны нашим государством. По принятому закону о льготных списках получается, что работники, начавшие трудовую деятельность до 1972 года (включая 1972) попали в эти списки, отработав положенный срок по спискам. Есть рабочии и их не мало, которые отработали по 12,5 лет по 2 списку и ушли в другую отрасль, а мы отработали с начала трудовой деятельности до развала и никому не нужны.
В России мои сверстники работавшие со мной на заводе оформляются по 2 списку. Я понимаю, что Россия это другое гос-во, у них нет по закону этой даты (01.01.1998).
Убедительная просьба, ответить на поставленные мною вопросы-разъяснить. Если Вы, министр, поставите этот вопрос в правительстве, то мы думаем, что он будет решаем.
Ответ: Уважаемый Владимир!
В связи с переходом к накопительной пенсионной системе льготные пенсии, в том числе работавшим по Списку №2, с 1998 года были упразднены.
Вместе с тем, с 1 января 2008 года по списку № 2 введены государственные специальные пособия, правом на назначение которых имеют граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Для назначения пособия, так же как и для солидарной пенсии, учитывается трудовой стаж только до 1 января 1998 года, так как за стаж после этой даты предусмотрены пенсионные выплаты из накопительной пенсионной системе за счет сформированных в едином накопительном пенсионном фонде пенсионных накоплений.
В связи с вышеизложенным, лица не имеющие по состоянию на 01.01.1998 года трудового стажа 25 лет правом на назначение указанных пособий не располагают.
Кроме того, с 1 января 2014 года в целях социальной защиты работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в дополнение к обязательным пенсионным взносам, введены 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы за счет средств работодателей.
Таким образом, при наличии стажа работы не менее пяти лет на работах с вредными (особо вредными) условиями труда и достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии работники имеют право в 50 лет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой организацией.

Айжан
возраст: 57
г. Қостанай
01.03.2016 23:54
Сәлеметсіз бе?
Біз Монғолиядан еліміз Тәуелсіздігін алған жылы-ақ ең алғашқы лекте өз атамекенімізге көшіп келдік. Содан бері 25жыл өз Отанымызда қызмет істеп келеміз. Алдымыз зейнеткерлік жасқа келіп,еңбегінің "зейнетін" көруде. 2014 жылғы қазан айынан бастап зейнеткерлікке шыққандар екі елдің арасындағы келісімшарт бұзылған деген желеумен қазіргі Қазақстандағы күнкөріс деңгейінен төмен зейнетақы алуда. 8000-17000 теңге. Біз Қазақстан азаматымыэ. Сонда еліміз азаматтарының ең төмен мөлшердегі зейнетақысына да жетпегендігі ме? Монғолиядағы еңбек өтілі есептелмеді дегенде өз елімізде істеген 25 жылымыз неге есептелмейді? Басқа шетелден келген қандастарымызда сол елде жасаған еңбек өтілдері есептеліп, қазіргі Қазақстан азаматтарымен бірдей зейнетақы алады. Сонда біздерді неге басқаша қарайды? Бұл зейнетақымен қазіргі инфлияциялық нарық кезінде қалай күн көруге болады? Осы сұрақтарымызға толық әрі нақты жауап беруіңізді өтінемін.
Ответ: Құрметті Айжан!
Қолданыстағы зейнетақылық заңнамаға сәйкес зейнетақымен қамсыздандырылуға Қазақстан Республикасының азаматтарымен қатар, Қазақстан Республикасының аумағында тұрақты тұратын шетелдіктер мен азаматтығы жоқ адамдардың да құқығы бар.
Қазақстан Республикасында зейнетақымен қамсыздандырудың үшдеңгейлі жүйесі жүзеге асырылады, оның шеңберінде:
- еңбек өтіліне және бұрын алынған табысына қарамастан барлық санаттағы азаматтарға төленетін мемлекеттік базалық зейнетақы төлемі тағайындалады (11 965 теңгені құрайды).
- зейнеткерлікке шығар алдында алынған орташа айлық табыстың шамасына тәуелді және 1998 жылғы 1 қаңтардағы жағдай бойынша еңбек өтіліне байланысты бюджеттен төленетін мемлекеттік ынтымақты зейнетақы төлемі тағайындалады.
- бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қорынан зейнетақы жарналары есебінен қалыптасқан зейнетақы төлемдерін алуға құқығы бар.
Ынтымақты зейнетақы жүйесінің аяқталуына байланысты 1998 жылғы 1 қаңтардан кейінгі еңбек өтілі үшін бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қорында қалыптасқан зейнетақы жарналарының есебінен жинақтаушы зейнетақы тағайындалады.
Мұндай тәсіл Монғолиядан көшіп келген азаматтарға да қолданылады.
Бұл ретте, егер зейнетақы төлемін тағайындау үшін жүгінген азаматтардың Қазақстан Республикасында еңбек өтілі болмаса, заңнамада белгіленген зейнеткерлік жасқа толған кезде (ер адамдар үшін – 63 жас, әйелдер үшін – 58 жас) мемлекеттік базалық зейнетақы төлемін алуға құқығы бар екенін мәлімдейміз.

Ольга
возраст: 54
г. Алматы
01.03.2016 23:52
Доброго времени! У меня 3 вопроса :
1) В гТалды-Курган Алматинской области, граждане 1938 г.р получают пособие как "дети войны ", а вот в г. Есик Алматинской области -не получают, т.е в областном центре граждане имеют больше полномочий?
2) Мне 54 года, в настоящее время без работы. Работадатели стараются принимать на работу молодых сотрудников.
Правительству нужно проработать этот вопрос. О возможности снятия частично или полностью пенсионных накоплений.
Мои пенсионные отчисления, которые перечислялись с 1998 года, подверглись инфляции почти на 50% . И мне сейчас нужны деньги ,для открытия какого-то дела , а не когда выйду на пенсию, через 6 лет.
Ответ: Добрый день!
В Казахстане создана накопительная пенсионная система, основанная на личной ответственности трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости, за счет уплаты 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), предназначенные для пенсионного обеспечения в старости.
Изъятие пенсионных накоплений на другие цели, кроме пенсионного обеспечения, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством, право на пенсионные выплаты за счет ОПВ из ЕНПФ имеют:
1) при достижении пенсионного возраста мужчины - 63 года, женщины - 58 лет;
2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, женщины по достижении 50 лет, имеют право на заключение договора пенсионного аннуитета за счет пенсионных накоплений в ЕНПФ;
3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
4) выехавшие граждане на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, при условии смены гражданства.
Таким образом, за выплатой пенсионных накоплений в ЕНПФ граждане вправе обратиться при наступлении одного из вышеуказанных условий.
В целях обеспечения занятостью, государством принимаются активные меры содействия занятости, в том числе лиц предпенсионного возраста.
В рамках реализуемой государством Дорожной карты занятости 2020 женщины отнесены к целевым группам населения, имеющим приоритетное право на содействие в трудоустройстве и иные формы социальной поддержки.
В частности, отдельно для лиц, потерявших работу в возрасте от 55 до
64 лет предусмотрена целевая программа профессионального обучения
с последующим трудоустройством.
Так в целях защиты работников предпенсионного возраста в Трудовом кодексе установлено, что не допускается расторжение трудового договора
с работниками, которым осталось менее двух лет до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Для получения полной информации Вам необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства.

Людмила
возраст: 75
г. Алматы
01.03.2016 22:28
Произошло резкое занижение пенсионных выплат т.к. 1990-1996 годы оказались годами повышенной инфляции.
Пожилые люди,которые вышли на пенсию в 90-е годы обделены буквально всем: от размеров пенсий до крохотных социальных выплат. Трудовой вклад пенсионеров этого периода обезличен.
Вносим предложения по совершенствованию Пенсионного законодательства Республики Казахстан.
1. Соглашение от 13 марта 1992 года " О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" идет в разрез с пенсионным законодательством РК.
В пенсионный закон РК не внесены изменения с учетом ст.6 п.3. вышеуказанного Соглашения-"Исчисление пенсии производится из заработка(дохода)за периоды работы,которые засчитываются в трудовой стаж".Приобретенный до момента вступления в силу Соглашения стаж считается наработанным в советский период и засчитывается всеми странами СНГ. Следовательно,надо учитывать и заработную плату,как сделали наши соседи- братья СНГ. Вот почему гражданам, прибывшим из стран СНГ назначают минимальную пенсию,всвязи с тем,что не могут предоставить справку о заработной плате с 1 января 1995 года.
2.Статью 15 п.3 Пенсионного законодательства откорректировать и сделать со следующим содержанием: " Исчисление размера пенсионных выплат из Центра осуществлять,исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе."
3.Соотношение между максимальной и минимальной пенсиями все больше усугубляется тем,что в очередной момент повышения пенсии принимается % надбавки одинаковый ко всем категориям пенсионных выплат. В непростой кризисный период цены на все растут непомерно,поэтому и % надбавок к пенсиям должен быть различным:например-
15%- для маленьких пенсий
10%- для средних пенсий
5%- для максимальных пенсий

С глубоким уважением: мы- пенсионеры , заслужившие право на достойную
жизнь.
Ответ: Уважаемая Людмила!
Пенсионное законодательство Республики Казахстан основано на принципах международного права и осуществляется с учетом международных договоров.
В отношении прибывших на территорию Республики Казахстан граждан государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение), подписанного в Москве 13 марта 1992 года, при исчислении пенсионных выплат руководствуются данным Соглашением.
Принимается во внимание трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, но с особенностями законодательства Республики Казахстан.
Согласно пункту 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан исчисление размера пенсионных выплат осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года, при этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд.
Касательно индексации пенсионных выплат
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», повышение размеров пенсионных выплат осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом для всех получателей пенсий применяется единый порядок повышения, так как Закон основан на принципах предоставления гражданам равного права на пенсионное обеспечение.
К сожалению, применение разного механизма повышения пенсий (более высокие размеры пенсий повышать на меньший процент, а низкие размеры пенсий - на больший процент) приведет к «уравниловке» в размерах пенсий и к нарушению принципа социальной справедливости в отношении получателей пенсий, имевших при назначении пенсии большой стаж и высокий доход, так как пенсия является замещением дохода фактически полученного конкретным лицом в предпенсионный период.

джамиля
возраст: 67
г. Тараз
01.03.2016 22:21
здраствуйте я Алпысбаева Джамиля вышла 2007 г вышла на пенсию , положена компенсация компенсация по выходу на пенсию,заявление подавала но компенсацию не получала , хотя многие мои знакомые получили положеное ,
Ответ: Уважаемая Джамиля!
Государственная гарантия назначается вкладчикам (получателям),
у которых сумма пенсионных накоплений в едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) меньше суммы фактически внесенных обязательных пенсионных взносов (ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) с учетом уровня инфляции, и рассчитывается как разница между этими суммами (далее - разница).
Разница выплачивается вкладчику из республиканского бюджета:
- при достижении пенсионного возраста (мужчины – 63 года, женщины – 58 лет);
- при наступлении инвалидности первой или второй группы, если инвалидность установлена бессрочно;
- при достижении пенсионного возраста (58/63), заключившим договор пенсионного аннуитета и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ,
за период с момента заключения договора пенсионного аннуитета со страховой организацией до достижения пенсионного возраста.
В случае если сумма пенсионных накоплений в ЕНПФ будет больше или равна сумме фактически внесенных ОПВ, ОППВ с учетом уровня инфляции, то выплата разницы не производится.

Избасар
возраст: 74
г. Алматы
01.03.2016 21:11
Здравствуйте, у меня вопрос касательно пенсионной системы. У меня общий рабочий стаж составляет 40 лет (работал в КТЖ) и должен был выйти на пенсию в 2001г., когда мне исполнилось бы 60 лет. Однако в 1999г. поменялся Закон о пенсионной системе, где мужчины должны выходить на пенсию с 63 лет.
За последние 3года до выхода на пенсию я приболел серьерзно и находился на больничном и не работал (1998г. присвоена инвалидность 2группы, при выходе на пенсию присвоили 3группу инвалидности), в связи с чем пенсионных отчислений не было.
При расчете пенсии были учтены только последние 3года моего рабочего стажа, после чего я на сегодняшний день получаю минимальную пенсию.
Вопрос: будет ли надбавка к пенсии за мой общий рабочий стаж.
Заранее спасибо за ответ.
Ответ: Уважаемый Избасар!
В соответствии с законодательством исчисление размеров солидарных пенсий производится из расчета 60 % учтенного среднемесячного дохода плюс по 1 проценту за каждый проработанный год сверх 20/25 (для женщин/мужчин) лет, но не более 75 % учтенного дохода (в пределах 41-кратного месячного расчетного показателя).
Таким образом, размеры пенсионных выплат зависят от двух показателей: от продолжительности трудового стажа, выработанного на 1 января 1998 года и среднемесячного дохода, полученного в предпенсионный период.
Повышение размеров пенсионных выплат производится ежегодно в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом для всех получателей применяется единый порядок повышения без деления на категории.
Вместе с тем, законодательством предусмотрено с 1 июля 2018 года изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты за счет установления ее размера в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
При стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо отсутствия стажа размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
Эти изменения позволят повысить размеры пенсий получателей, которые по причинам отсутствия сведений о доходах, имея большой трудовой стаж, получают низкие размеры пенсий.

Сауле
возраст: 63
г. Семей
01.03.2016 18:48
Здравствуйте буду краткой, у меня два вопроса: Первый это почему у людей особенно тех кто работал в советское время в основном минимальная пенсия.
Второй: Почему при назначений полигонных пенсий или выплат, учитывают левый берег Семипалатинска а правый отклоняют. Ведь воздействие полигона распротраняется даже в большие границы города. И полигонные выплаты в основном получили(единовременные) где то 27000 тысяч!, Как быть в будущем с Семипалатинском с выплатами по полигону, как социально поддержать население, пенсионеров, ведь воздействие полигона будет продолжатся на многие годы и передаватся в поколения. У Хиросасимы был один только взрыв а Государство поддерживает население до сих пор, высокими выплатами, а у нас больше 500 взрывов а выплатили единовременно 27000 тенге. Это не справедливо.!
Ответ: Уважаемая Сауле! Действующим законодательством установлена зависимость размера пенсионной выплаты от трудового стажа и от дохода, полученного в предпенсионный период. В этой пенсии в минимальном размере получают лица, имеющие полный требуемый трудовой стаж (мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет), если отсутствует доход в предпенсионный период, либо он был низким. В целях повышения уровня пенсионного обеспечения лиц, получающих минимальный размер пенсий и имеющих большой стаж работы, с 1 июля 2018 года предусматривается изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты за счет установления ее размера в зависимости от стажа участия как в солидарной, так и накопительной пенсионных системах. Так, при наличии десяти и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии размер базовой пенсии будет составлять 50% прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума. Касательно возмещения ущерба, причиненного здоровью, гражданам, проживавшим и проживающим на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона в период с 1949 по 1990 годы, Законом предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации, размер которой определяется индивидуально в зависимости от зоны, периода проживания и размера месячного расчетного показателя. Лица, ставшие инвалидами вследствие испытания ядерного оружия, и их дети, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей, приравнены по льготам и социальным гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, а лица, участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях - к участникам Великой Отечественной войны, которые ежемесячно независимо от иных социальных выплат получают специальное государственное пособие в размере 7,55 месячного расчетного показателя (16 014 тенге) и 6,19 МРП (13 129 тенге) соответственно.

Сауле
возраст: 63
г. Семей
01.03.2016 18:24
Уважаемая Тамара Босымбековна здравствуйте! хотелось бы обратится от имени пенсионеров с минимальной пенсией, которым очень трудно в данный кризисный момент, которые особенно испытывают на себе инфляцию и скачки цен. Можно ли повысить этим пенсионерам их минимальные пенсий до среднего, особенно тем пенсионерам кто основную свою трудовую деятельность провел в советское время рожденные 1950-1955 годы.
Ответ: Уважаемая Сауле!
Так как пенсия служит замещением предпенсионного дохода, в соответствии с действующим законодательством лицам, выходящим не пенсию по возрасту, имеющим на 1 января 1998 года полный требуемый трудовой стаж (мужчины – 25 лет, женщины – 20 лет) при отсутствии сведений о доходах в предпенсионный период либо в случаях, когда указанный доход был низким, пенсии устанавливаются в минимальном размере.
Повышение размеров пенсионных выплат осуществляется ежегодно в едином для всех получателей порядке, с опережением уровня инфляции на 2%.
В этой связи повышение минимальных пенсий до средних размеров приведет к нарушению принципа социальной справедливости в отношении получателей пенсий, имевших при назначении пенсионной выплаты большой стаж и высокий доход.
Дополнительно сообщаем, что с 1 июля 2018 года будет изменен порядок назначения базовой пенсионной выплаты за счет установления ее размера в зависимости от стажа участия как в солидарной, так и накопительной пенсионных системах.
Она будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При этом, в стаж участия в пенсионной системе будет включаться не только трудовой стаж на 1 января 1998 года, а также периоды участия в накопительной пенсионной системе.
В случае, если стаж участия в пенсионной системе составляет менее 10 лет или отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума, т.е. сохранится на текущем уровне. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ. Это позволит повысить размеры пенсионных выплат для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие размеры пенсий в связи с отсутствием сведений о доходах на момент выхода на пенсию, а также законодательно установленных ограничений.

Марат
возраст: 55
г. Караганда
01.03.2016 17:09
Здравствуйте!
14 июля 2016 года мне исполнится 56 лет. Я хочу деньги из ЕНПФ перечислить в аннуитетную страховую компанию, но у меня недостаточно средств. В связи с этим я хочу внести свои личные сбережения в ЕНПФ. Как это сделать?
Ответ: Уважаемый Марат!
Законодательно предусмотрено, что лица (мужчины -55 лет, женщины – 50 лет), чьи пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) достаточны для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, могут заключить договор пенсионного аннуитета со страховой организацией об осуществлении страховых выплат пожизненно.
В случае недостаточности пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов, для заключения договора пенсионного аннуитета могут быть использованы пенсионные накопления, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов (ДПВ).
Порядок заключения ЕНПФ, добровольным накопительным пенсионным фондом договоров о пенсионном обеспечении за счет ДПВ регламентированы Постановлением Правления Национального Банка РК от 17 июля 2015 года № 137 «Об утверждении Правил заключения и типовой формы договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов».

Салтанат
возраст: 39
г. Семей ВКО
01.03.2016 16:21
Здравствуйте, мой супруг является бывшим сотрудником правоохранительных органов, в 37 лет вышел на пенсию (пособие) в 2007году по состоянию здоровья, общий стаж в органах свыше 12,5 лет по состоянию на 2007года. В связи с тяжелыми финансовыми затруднениями мы сняли все его пенсионные накопления, так как муж нуждался в операции и восстановлении. Сумма накоплений составляло 785000 тенге. На сегодняшний день согласно новому Законодательству РК будет пересматриваться размеры пенсиии. Мы хотели вернуть 50% пенсиооных накоплений в гос.бюджет с целью нормального перерасчета пенсий, но нам в пенсионных отделах при ДВД, и ЕНПФ никто ответить не смог.Мы по нашему региону узнали (по ВКО), что многие сотрудники силовых структур почти 80%, также поснимали со счетов пенсионные накопления. Скажите пожалуйста не отразиться ли данная ситуация на дальнейшую пенсию. Как можно решить данный вопрос без ухудшения социального положения, на уровне Правительства. Если решиться то в какие сроки? Так как у нас в семье имеются несовершеннолетние дети. Помогите пожалуйста. Спасибо большое, заранее благодарна.
Сортировка по: дате | рейтингу
Все вопросы
списком облаком

Все темы