Информационное сообщение
Все вопросы по рейтингу
На сайте организовано рейтинговое голосование. Тамаре Дуйсеновой будут заданы вопросы, набравшие наибольшее количество голосов в рейтинге.
Всего задано вопросов: 907

Все вопросы

  • 1
  • 2
Сортировка по: дате | рейтингу
Главбух
возраст: 40
г. Астана
23.02.2016 17:13
Уважаемая госпожа Министр! Прошу ответить на мой вопрос. Как известно одним из новшеств предусмотренных в новом Трудовом кодексе по вопросам безопасности и охраны труда является создание производственных советов по безопасности и охране труда в организациях. В это связи, является ли обязательной создание производственных советов на предприятии. Очень интересно, какие функции будет выполнять производственный совет? Очень жду вашего ответа с уваж Тамара Андреевна Мельниченко.
Ответ: «Трудовым кодексом РК» предусмотрено создание производственных советов по безопасности и охране труда в организациях.
Данная норма не является обязательной. Производственный совет по безопасности и охране труда создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников. В его состав на паритетной основе должны входить представители работодателя, работников, включая технических инспекторов труда.
Создание таких советов соответствует международной практике и рекомендациям МОТ.
Состав производственного совета утверждается совместным решением работодателя и представителей работников. Председатель совета избирается его членами из числа представителей работодателя и работников на ротационной основе с периодичностью в два года.
Решения производственного совета труда являются обязательными для работодателя и работников.
Производственный совет организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах техническими инспекторами труда.
Кроме того, представители работников участвуют в комиссии по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, в проверке и рассмотрении других вопросов, связанных с улучшением условий, безопасности и охраны труда.

Мария
возраст: 25
г. Алматы
26.02.2016 12:53
Уважаемая госпожа министр!

Я – инвалид-колясочник, знаю компьютер, до сентября 2015 года работала контент-менеджером, в настоящее время нахожусь в поисках работы.
Я не могу найти работу, хотя есть и опыт работы, и в принципе он устраивает работодателей, но как только они слышат, что мне необходима работа на дому, сейчас же отказывают.
Уважаемая госпожа министр, я слышала, что имеется квота 3% о трудоустройстве инвалидов, обязательная для всех компаний, также знаю, что на компании должен налагаться штраф. Кроме того, в собесе мне предлагают работу только дворником, хотя я на коляске.
Уважаемая госпожа министр, какие меры планируются вашим министерством по обеспечению выполнения квоты 3% и трудоустройству инвалидов в целом?
Ответ: Уважаемая Мария! В соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» трудоустройство инвалидов местными исполнительными органами обеспечивается путем установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере от двух до четырех процентов от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда. Квота устанавливается для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение работодателем законодательства Республики Казахстан о занятости населения, совершенное в виде невыполнения установленной квоты рабочих мест для инвалидов в виде штрафа в размере десяти месячных расчетных показателей, при повторном нарушении – двадцати месячных расчетных показателей. Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере занятости осуществляют местные исполнительные органы в лице государственной инспекции труда.
В рамках квоты трудоустраиваются инвалиды, не имеющие в соответствии с медицинским заключением противопоказаний на выполнение трудовых (служебных) обязанностей.
Для оказания Вам содействия в трудоустройстве просим указать адрес проживания, ФИО и контактные данные.

Аида
возраст: 53
г. Астана
22.02.2016 15:31
Уважаемая Тамара Касымовна!

Хотелось бы знать в связи с чем в новой редакции Трудового кодекса РК (ст.185) в обязанность работодателя вменена организация проведения послесменного медицинского освидетельствования работников. Такого прецедента ранее не было, нет таких аналогов и в зарубежных странах.
В целях охраны здоровья работодателями за свой счет организовывается проведение периодических медосмотров работников, заключаются договоры медстрахования, в программы которых входят проф.медосмотры, а также в соответствии с Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения (ст.155) медицинскими организациями проводятся массовые и выборочные проф. медосмотры и скрининги всех граждан.
При устном разговоре с сотрудниками МЗСР, они ссылаются на требования Закона РК «О дорожном движении». Однако там (ст.29) говорится только о послерейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств.
Вместе с тем закупка услуг по проведению послесменных медицинских освидетельствований потребует от работодателей выделения значительных средств (у крупных компаний – до нескольких млрд тенге, что несомненно отразится на соцльготах, фонде зарплаты и на тарифах – в том случае, если компания оказывает какие-либо услуги). Таким образом, одно слово вместо того, чтобы принести пользу, может сказаться негативно на состоянии всей экономики страны.
Также хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что до настоящего времени не определен список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования. Между тем, согласно Трудовому кодексу он должен быть определен уполномоченным органом в области здравоохранения.
При неоднократном обращении в МЗСР РК по этому вопросу, нас отсылают в КЗПП МЭН РК с ссылкой на юридическое несоответствие нормативных актов (Трудового кодекса и Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения).
Резюмируя сказанное, просим Вашего содействия в решении вопросов исключения послесменных медосмотров из обязанностей работодателей и определения списка профессий, требующих предсменного медосвидетельствования.
Ответ: Уважаемая Аида!
Ваше предложение будет учтено в рамках нормотворческой деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

Ирина
возраст: 42
г. Алматы
26.02.2016 15:07
1.В соответствии с пп5 п 2 ст 182 не допускается к работам с вредными (опасными условиями труда лиц, достигшиих пенсионного возраста. Какая ответственность за нарушение данного пункта ТК РК?
2. В соответствии с пп 5 п 2 ст.26 не допускается трудоустройство ра работу по совместительству работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Не допускается совместительство, если основаная работа и работа по совметсительству относится к работам с вредными условиями труда?
3. Если по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда не выявлены вредные (опасные) условия труда, а в список должностей, утвержденный Министром здравоохранения данная должность включена, Сем необходимо руководствоваться???? Положен ли сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск и т.д???
Ответ: Уважаемая Ирина! 1. Касательно ответственности работодателя за невыполнение подпункта 5) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса Республики Казахстан
Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Кодекс) работодатель обязан не допускать к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста в соответствии с Законом Республики Казахстан
«О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Факт работы во вредных, опасных и тяжелых условиях труда определяется по результатам аттестации производственных объектов по условиям труда.
В соответствии со статьей 17 Кодекса местный орган по инспекции труда осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда.
Согласно статье 195 Кодекса государственный инспектор труда выносит предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан.
Акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается работодателю.
Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.
2. Касательно трудоустройства на работу по совместительству работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 26 Кодекса не допускается трудоустройство на работу по совместительству работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, не допускается трудоустройство на работу по совместительству (на все виды работ) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3. Касательно сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска
В соответствии с подпунктом 49) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса Республики Казахстан Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее - Кодекс) вредные условия труда – условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов.
Согласно пункту 2 статьи 69 Кодекса для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно статье 89 Кодекса, дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительностью не менее шести календарных дней согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со статьями 69, 89 и 105 Кодекса сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска и повышенный размер оплаты труда предоставляются работникам, труд которых в тяжелых, вредных и опасных условиях подтвержден результатам аттестации производственных объектов по условиям труда.
Таким образом, если по результатам аттестации производственных объектов организаций не выявлены вредные, опасные и тяжелые условия труда, то работодатель вправе не устанавливать сокращенную продолжительность рабочего времени и не предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда.
Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени и дополнительного отпуска, повышенный размер оплаты труда устанавливается как норматив в коллективном договоре и трудовом договоре.

Наталья
возраст: 55
г. Темиртау
26.02.2016 23:00
Уважаемая госпожа Т. Дуйсенова к вам, в моем лице, обращаются помощники воспитателей детских садов. Как так получилось, что они не попали в список вредных профессий? В связи с этим с них была снята доплата за работу с дезсредствами, а это не много, ни мало 34% процента. Хотя, если посмотреть их должностные инструкции и положение сан. пина, там в каждой строчке дезсредства, которыми они моют унитазы (каждый день) и их в каждой группе по 3-4 штуки, замачивают посуду, убирают групповые комнаты, спальни и приемные. Я уже не говорю о карантинах, которые не редки в детских садах. Т.е., исходя из этого они пользуются дезсредствами каждый день. И теперь их тоже заставляют это делать, но за это ничего не платят. Являясь помощниками воспитателей, они не только помогают воспитателям, как вы, наверное, думаете, но и полностью отвечают за чистоту в группе, а в летний период убирают веранды на детских площадках....очень обидно и стыдно за наше правительство, которое, сделало еще более нищими тех, кто итак находится за чертой бедности. И о каком повышении заработной платы может идти речь, если их зарплата стала еще меньше, чем была до повышения!!!!!! Их работа очень важна и ответственна, ведь они так же, как и воспитатели отвечают за жизнь детей!!!! А специалист по кадрам Министерства образования РК вообще написала, что помощники воспитетелей не должны мыть группы и туалеты, а кто же должен их мыть, хочется спросить??? Я, надеюст, что вы не оставите без внимания этот вопрос. За ним стоят тысячи судеб казахстанских женщин и многие из них, одиноки. Вы моете представить, как они живут на 30 000 тенге????????

Наталья
возраст: 55
г. Темиртау
26.02.2016 22:56
Уважаемая госпожа Т. Дуйсенова к вам, в моем лице, обращаются помощники воспитателей детских садов. Как так получилось, что они не попали в список вредных профессий? В связи с этим с них была снята доплата за работу с дезсредствами, а это не много, ни мало 34% процента. Хотя, если посмотреть их должностные инструкции и положение сан. пина, там в каждой строчке дезсредства, которыми они моют унитазы (каждый день) и их в каждой группе по 3-4 штуки, замачивают посуду, убирают групповые комнаты, спальни и приемные. Я уже не говорю о карантинах, которые не редки в детских садах. Т.е., исходя из этого они пользуются дезсредствами каждый день. И теперь их тоже заставляют это делать, но за это ничего не платят. Являясь помощниками воспитателей, они не только помогают воспитателям, как вы, наверное, думаете, но и полностью отвечают за чистоту в группе, а в летний период убирают веранды на детских площадках....очень обидно и стыдно за наше правительство, которое, сделало еще более нищими тех, кто итак находится за чертой бедности. И о каком повышении заработной платы может идти речь, если их зарплата стала еще меньше, чем была до повышения!!!!!! Их работа очень важна и ответственна, ведь они так же, как и воспитатели отвечают за жизнь детей!!!! А специалист по кадрам Министерства образования РК вообще написала, что помощники воспитетелей не должны мыть группы и туалеты, а кто же должен их мыть, хочется спросить??? Я, надеюст, что вы не оставите без внимания этот вопрос. За ним стоят тысячи судеб казахстанских женщин и многие из них, одиноки. Вы моете представить, как они живут на 30 000 тенге????????
Ответ: В ходе разработки новой модели системы оплаты труда рабочей комиссией в состав которой вошли работники Министерства образования, труда, представители профсоюза образования, была проведена работа по оптимизации доплат и надбавок.
В результате работы комиссии доплата помощникам воспитателей в организациях дошкольного воспитания и обучения за работу с дезинфицирующими средствами в размере 34% от базового должностного оклада была исключена, но данная доплата предусмотрена как доплата за вредные условия труда работникам всех сфер деятельности в размере 30 % от БДО, установленная в приложении 18 к постановлению № 1193 от 31 декабря 2015 года о системе оплаты труда гражданских служащих.
То есть, заработная плата не может быть ниже.
К примеру,
по предыдущей системе оплаты труда:
помощник воспитателя со стажем работы с 5 до 7 лет определяется по категории G-14, с коэффициентом 1,55 и доплата 34% от БДО.
17697*1,55=27430,4 тенге
10% надбавка за особые условия труда составляет 2743,0 тенге
34% доплата за работу с дезсредствами составляет 6017 тенге
Итого: 36190,35 тенге
По новой модели системы оплаты труда.
помощник воспитателя со стажем работы с 5 до 7 лет относится к звену D, с коэффициентом 1.80 и доплата 30% от БДО.
17697*1,8= 31854.6 тенге
10% надбавка за особые условия труда составляет 3185.5 тенге
30% доплата за работу с дезсредствами составляет 5309.1 тенге
Итого: 40349.2 тенге

Рост заработной платы составляет 4158,85 тенге или 11,5%

Еркин
возраст: 30
г. Актау
25.02.2016 22:16
Здравствуйте, работодатель обязан страховать своих работников от несчастных случаев на производстве. Скажите каков механизм выплаты этой страховки если с застрахованным работником произойдет несчастный случай на производстве. Кто будет выплачивать страховку и сколько?
Ответ: Уважаемый Еркин!
Страхование работника от несчастных случаев осуществляется в соответствии с Законом РК от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».
Если пострадавшему работнику установлена степень утраты трудоспособности (далее – СУПТ) от 5 до 29%, то выплаты в счет возмещения вреда осуществляет работодатель.
В соответствии с Гражданским и Трудовым кодексами Республики Казахстан работодатель возмещает работнику в полном объеме утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением здоровья в пределах 250 месячный расчетных показателей (далее – МРП) на основании подтверждающих документов.
В тех случаях, когда застрахованному работнику установлена СУПТ от 30 до 100%, то страховая организация осуществляет страховые выплаты в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона. Страховые выплаты включают в себя ежемесячные выплаты в части утраченного заработка и единовременную выплату в части компенсации расходов, вызванных повреждением здоровья.
Размер страховой выплаты определяется индивидуально и зависит от среднемесячной заработной платы за последние 12 месяцев до наступления страхового случая и степени утраты трудоспособности. Кроме того, необходимо отметить, что страховая выплата из страховой организации определяется из дохода, не превышающего 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, за минусом социальной выплаты из Государственного фонда социального страхования.
Расходы, вызванные повреждением здоровья возмещаются страховой организацией на основании подтверждающих документов в следующих размерах: при СУПТ от 30 до 59% - 500 МРП, при СУПТ 60-89% - 750 МРП, при СУПТ – 90-100% - 1000 МРП

жанболат
возраст: 36
г. Алматы
24.02.2016 19:57
Уважаемая Тамара Дуйсенова приказ 633 от 29 июля 2015 г утратил силу приказом 971 от 15 декабря 2015г. Также утратил силу приказ 1225 от 28 октября 2011г. Приказом 31 от 27 января 2016г. Какими нормативных актов придерживаться при проведений обучений и проверок по вопросам БиОТ
Ответ: Уважаемый Жанболат! По вопросу проведения обучения и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников следует руководствоваться приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019, которым утверждены Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников.

Султанбаев Тимур
возраст: 29
г. Алматы
24.02.2016 14:57
Уважаемая Тамара Касымовна! Благодарю за предоставленную возможность и прошу вас дать некоторые разъяснения в области трудовых отношений.
В статье 32 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее ТК РК), установлен перечень документов, необходимых для заключения трудового договора. В соответствии с пп.5 п.1 ст.32 ТК РК - для заключения трудового договора необходимы следующие документы: документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан).
Работодатель не вправе требовать документы, не предусмотренные пунктом 1 статьи 32 ТК РК, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан (п.6 ст.32 ТК РК).
В пп.9 п.4 ст.90 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее Кодекс «О здоровье народа»), установлено - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: не допускать к работе лиц, не имеющих документ, удостоверяющий прохождение медицинского осмотра, гигиенического обучения, а также отстранять от работы больных инфекционными, паразитарными заболеваниями и носителей возбудителей инфекционных, паразитарных болезней, выявленных организациями здравоохранения.
Аналогичное требование закона содержится и в п.9 ст.155 Кодекса «О здоровье народа» - работодатели не должны допускать к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры или признанных непригодными к работе по состоянию здоровья, а также профилактические медицинские осмотры в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п.1 ст.155 Кодекса «О здоровье народа» - основными целями проведения медицинских осмотров являются обеспечение своевременного медицинского обследования, направленного на формирование и укрепление здоровья, выявление и предупреждение распространения заболеваний, в том числе профессиональных, отравлений, несчастных случаев, а также на обеспечение безопасности труда и охраны здоровья работников организаций, лиц, осуществляющих какую-либо хозяйственную и (или) производственную деятельность.
Медицинские осмотры могут быть обязательными и профилактическими (п.2 ст.155 Кодекс «О здоровье народа»).
Обязательные медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические и предсменные (п.3 ст.155 Кодекса «О здоровье народа»).
При этом в чч.1-3 п.3 ст.155 Кодекса «О здоровье народа», приведена дефиниция:
Предварительные обязательные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Периодические обязательные медицинские осмотры проводятся с целью обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Предсменные обязательные медицинские осмотры проводятся в целях установления или подтверждения наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в заступаемую смену.
Все вышеперечисленные обязательные медицинские осмотры (в том числе при поступлении на работу), проводятся только в отношении работников, трудовая деятельность которых связана с вредными факторами, определенными уполномоченным государственным органом (Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 175 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры») - перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, а также порядок и периодичность проведения данных осмотров устанавливаются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с уполномоченным органом (п.4 ст.155 Кодекса «О здоровье народа»).
Из содержания п.6 ст.155 Кодекса «О здоровье народа», следует: профилактические медицинские осмотры подразделяются на массовые и выборочные.
Массовые профилактические медицинские осмотры проводятся сплошным методом целевым группам населения с целью выявления заболеваний на ранних стадиях и предупреждения развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирования и укрепления здоровья населения (ч.1 п.6 ст.155 Кодекса «О здоровье народа»).
Выборочные медицинские осмотры проводятся с целью динамического наблюдения, осуществления комплекса мероприятий по лечению заболеваний и восстановлению здоровья граждан, страдающих определенными заболеваниями или относящихся к группе риска (ч.2 п.6 ст.155 Кодекса «О здоровье народа»).
Целевые группы лиц, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, а также порядок и периодичность проведения данных осмотров устанавливаются уполномоченным органом на основе доказанных научных данных об их эффективности, безопасности и экономической целесообразности (п.7 ст.155 Кодекса «О здоровье народа»).
Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения» (Приказ от 10 ноября 2009 года № 685), установлены две целевые группы населения: детская (до 17 лет) и взрослая (до 70 лет), а также соответствующая периодичность профилактических медицинских осмотров, соблюдение которой обязательно для субъектов данных правоотношений (п.п.5, 6, 20 Приказа от 10 ноября 2009 года № 685).
Таким образом, резюмировать представляется возможным следующее.
Работодатели не должны допускать к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры (предварительные, периодические, предсменные), а также профилактические медицинские осмотры, только в случае если они (лица) обязаны в соответствии с Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 175 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры», проходить обязательные медицинские осмотры, на основании Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения», проходить профилактические медицинские осмотры. В противном случае действия работодателя можно квалифицировать, как незаконное лишение работника возможности трудиться либо нарушение права каждого на равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда.
Выборочные профилактические медицинские осмотры и динамическое наблюдение, распространяются на лиц с хроническими заболеваниями и/или перенесших отдельные острые заболевания, которые были выявлены в ходе профилактических медицинских осмотрах (п.26 Приказа от 10 ноября 2009 года № 685), либо в отношении граждан относящихся к группе риска. Учитывая п.2 ст.1 Кодекса «О здоровье народа», на основании пп.3 п.1 ст.158 Кодекса «О здоровье народа» - лица, состоящие в группе риска - это люди с психическими и поведенческими расстройствами (заболеваниями), вызванными употреблением психоактивных веществ.

1. Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить, отвечает ли принципу законности, требование работодателя при приеме на работу, направленное на предоставление документа, удостоверяющего прохождение медицинского осмотра, юристом?
2. В пп.9 п.4 ст.90 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа», предусмотрено наличие документа, удостоверяющего прохождение лицом гигиенического обучения - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: не допускать к работе лиц, не имеющих документ, удостоверяющий прохождение… гигиенического обучения... Поскольку данное требование законодатель поставил в прямую зависимость от осуществляемой работодателем деятельности, следует считать, что правило распространяется исключительно на работодателей и работников, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания населения и представляющие наибольшую опасность для заражения окружающих людей инфекционными и паразитарными заболеваниями (декретированная группа населения).
В этой связи, законны ли действия работодателя, отказывающегося принять на работу юриста, в организацию не связанную с обслуживанием населения, без документа, удостоверяющего прохождение гигиенического обучения?
Заранее благодарен, с уважением.
Ответ: Уважаемый Тимур! В соответствие с подпунктом 3) пункта 2 статьи 181 «Трудового кодекса РК» Республики Казахстан работник, обязан проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также предсменное, послесменное и иное медицинское освидетельствование в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
Согласно пункту 3 статьи 155 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», предварительные обязательные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Обязательные медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические и предсменные.
Перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, а также порядок и периодичность проведения данных осмотров устанавливаются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 статьи 155 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»).
Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 утверждены Правила проведения обязательных медицинских осмотров.
В приложении 4 к Правилам проведения обязательных медицинских осмотров предусмотрен Перечень работников, подлежащих обязательным медицинским врачебным осмотрам.
Для получения более подробной информации, Вам следует обратиться в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Жусупов Талгатбек
возраст: 66
г. Астана
01.03.2016 11:10
Уважаемая Тамара Касымовна!
При реализации большинства инновационных проектов, утвержденных Правительством РК, задействованы иностранные специалисты, которые не владеют государственным или русским языком. Многие из них занимают руководящие позиции на предприятиях, связанных с опасными производственными процессами. Для допуска их к работе они должны сдать экзамены по безопасности и охране труда, а также по вопросам промышленной безопасности. Как показывает практика, многие из них не могут получить допуск к работе, так как не могут сдать экзамены и получить допуск к работе на предприятиях декларирующую промышленную безопасность. Причина в том, что тестовые вопросы разработаные Комитетом индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК на казахском и русском языках, без учета иностранных специалистов незнающих вышеуказанные языки.
В своем ответе на подобный вопрос от Темиртасова Б.К. Министр по инвестиям и развитию мырза Исекешев А.О. от 20 января 2016 года дает ответ, что согласно "Правилам сдачи экзаменов руководителями юридических лиц, декларирующих промышленную безопасность, а также членами постоянно действующих экзаменационных комиссии" разработка тестовых вопросов на английском языке не предусмотрены и кроме того переводчик не допускается на тестирование.
Отсюда вывод, что все приглашенные иностранные специалисты из-за незнания языка не могут пройти тестированиеи и получить соответственно допуск к работе на опасных производственных объектах. И вследствие этого должны быть отстранены от работы и отправлены в страну из которой они прибыли. Хотелось бы отметить, что законодательством РК не предусмотренно изначально требование о знании гоударственного или русского языка при отборе и приглашении иностранных специалистов на работу в Казахстане, как например это предусмотренно в России.
Казахстанкая ассоциация охраны труда и промышленной безопасности считает, что необходимо данный факт предусмотреть в законодательных актах РК.
Ответ: Уважаемый Талгат! Согласно статье 11 Закона «О занятости населения» уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и других служащих, в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий рабочих и квалификационным справочником должностей служащих.
Таким образом, занятие должности в организации осуществляется на основании требований, установленных действующими в республике квалификационными справочниками и характеристиками по рабочим профессиям и должностям служащих.
В квалификационных характеристиках устанавливаются требования к квалификации – должностные обязанности, знание нормативных правовых актов, нормативных документов и иных знаний, наличие образования (уровня), требуемый стаж работы по специальности.
На основании квалификационных характеристик работодателем разрабатываются должностные инструкции с уточнением выполняемых работ, уровня образования и опыта работы и др., к примеру, согласно законодательству о языках или с производственной необходимостью работодателем могут предъявляться требования к знанию иностранных языков.
  • 1
  • 2
Сортировка по: дате | рейтингу
Все вопросы
списком облаком

Все темы